Закрыть ... [X]

Мастер класс по ручному труду с педагогами



МАСТЕР_КЛАСС для педагогов ДОУ

Тема: «Художественный ручной труд в детском саду»

Цель: расширить представления о детском ручном труде и на практике показать доступные для дошкольного возраста способы изготовления поделок.

Первоосновой, стержнем всего умственного, физического, нрав­ственного и эстетического развития личности является труд. Наше ближайшее окружение — предметная среда — есть продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного труда лю­дей складываются традиционные ремесла, художественные промы­слы, которые представляют собой культурное достояние и гордость народа. «Дух ремесла» заложен в ручном труде, к которому сле­дует приобщать детей сызмальства.

Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного ручного труда. В таком труде ребенок обнаруживает самую высо­кую заинтересованность, успехи и — что еще немаловажно — ма­лую утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влия­ние и на общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость для них имеет художественный труд как один из ком­понентов эстетической деятельности, в основе которой лежит худо­жественное содержание декоративно-прикладного искусства.

Теория современного дизайна для детей и практика их ручного труда, художественного творчества раскрывает широкие возмож­ности такой продуктивной деятельности, которая может увлечь ре­бят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержа­тельным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной пе­дагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и по­лезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разно­образным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена рука». Основой предпосылки такого учения являлись условия окружающего быта.

Деятельность детей с различными материалами в народной пе­дагогике классифицировалась следующим образом:

а) работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество;

б) резьба по дереву, камню, кости, коже;

в) чеканка по металлу;

г) работа с глиной, изготовление керамических изделии.

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творче­ский процесс изготовления различных изделий под руководством взрослых содействовали закреплению положительных эмоций, овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятия «наследие», «традиции» в обучении художественному мастерству всегда имели важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествую­щих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Высокий художественный уровень творческого освоения детьми доступных форм материала в современном декоративном ис­кусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художествен­ный труд рассматривается в педагогической теории как необходи­мый элемент нравственного, умственного, эстетического воспита­ния детей.

Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полез­ные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов, на основе которых развиваются его представления, знания, практический опыт, приобретаемый в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность исполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А. В. Запорожец писал, что «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самостоятельности.

Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют: работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом), изготовле­ние декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декора­ций и сувениров, макетов кукольных комнат;

работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из тка­ни, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, де­талей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных и декоративных кукол);

работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых расте­нии; оформление живого уголка);

работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, суве­ниров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);

работа с глиной (создание декоративных украшений, керамиче­ских панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

работа с искусственным материалом (вязание и плетение из синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и пред­метов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и суве­ниров из синтетических тканей).

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различ­ных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенно­стями мастерства, приобщает к народному декоративному искус­ству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармонического развития детей.

В этом процессе немаловажное значение имеет подготовка пе­дагога, которая должна быть направлена на овладение знаниями об отдельных видах художественных ремесел. И для расширения вашего кругозора, я предлагаю вам памятки, где можно познакомиться с историей возникновения макраме, вязания, оригами.

В практической части я познакомлю Вас с приемлемыми для дошкольников видами художественного ручного труда.


  1. Волшебные превращения веревочки

Учиться рисовать можно не только карандашом, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки. Для этого нам потребуется отрезок шнура от 0,5 до 1-1,5 м. Возьмите короткий шнур (0,5 м), расположите удобно на ровной поверхности стола или ковра. Начинать изображение нужно с простых по форме предметов – цветка, яблока, груши. При исполнении форм яблока и груши, шнур вначале складывают пополам, делают небольшое углубление, а затем выкладывают овал формы из двух отрезков движением снизу вверх, замыкают веревочку «хвостика» плода.

Любое изображение фигур животных в движении начинать нужно с головы, далее следите за характером формы туловища того или иного животного.

Если ребенок, полюбив это занятие, старается привносить в изображение формы свои дополнения, одобрите его начинание. Рисунки посредством веревочки имеют свою образную характеристику – мягкость получаемых форм вызывает чувство покоя, завершенности, тем самым, приближая ребёнка к восприятию декоративно-прикладного искусства, в частности художественной вышивки, кружевоплетения.

2. Аппликация из пластилина

Пластилин — чудесный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Разнообразный по цвету, он очень интересно смот­рится в работах. Дети любят заниматься лепкой пла­стилина, т.к. работа с ним позволяет познакомить их с различными видами искусств — скульптура, графи­ка и др. Занятия пластилином способствуют развитию мел­кой моторики рук, т.к. это необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, луч­ше говорит и думает.

Лепкой из пластилина рекомендуют заниматься с трех лет. В более раннем возрасте, работа с пластилином малышу непосильна. Но, если периодически показывать ему какие-то манипуляции с пластилином, давать его в руки, чтобы он помял его, пальчиком малыша надав­ливать на шарик из пластилина, раскатывать. Малы­шу это понравится, и он с удовольствием будет возвра­щаться к этому занятию. Главное умело выводить его из этой игры.

И поэтому, мне хочется предложить вашему вниманию пластилиновые аппликации.

Для изготовления вишенки нам потребуется: красный или бордовый пласти­лин — для вишенки; зеленый — для листиков; корич­невый — для веточки и плодоножек. Картон для фона любого подходящего цвета.

Приступаем к работе.

Намечаем центр, где будет расположена веточка.

Раскатываем не очень тонко «колбаску» коричнево­го цвета — это будет веточка, и крепим ее в центре. Затем плодоножки коричневого цвета для двух више­нок, отрезаем и укладываем на намеченное место, слегка придавливаем.

Раскатываем жгутики красного или бордового цвета, складываем их так, чтобы получился круг. Нам нужно 2 круга для 2 вишенок. Укладываем их на место.

Затем делаем жгутики из зеленого пластилина, скру­чиваем из них 2 овала — это будут листики. Листикам можно придать слегка заостренную форму. Крепим ли­стики к веточке.

Получились очаровательные «принцессы» - вишенки.

А чтобы сделать слоника нам потребуется: серый пластилин — для слони­ка; черный — для глазок; белый — для зрачков. Кар­тон для фона любого подходящего цвета.

Приступаем к работе.

На картоне отмечаем положение головы и туловища.

Изображение слоника может состоять из кружоч­ков и овалов. Вы придумайте свои варианты.

Раскатываем длинный жгутик из пластилина серого цвета. Скручиваем его по кругу, формируем голову и сразу делаем хобот. Для туловища раскатываем длин­ный жгутик и их него формируем овал, туловище за­канчиваем хвостиком. Переносим на картон, слегка придавливаем. Ноги делаем из жгутиков, скручивая их овалом, и соединяем с туловищем. Делаем глазик из черного пластилина, скатываем шарик и немножко сплющиваем его при соединении с головой, зрачки де­лаем из белого пластилина.


  1. Оригами

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мыш­ления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовле­ния, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе констру­ирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение при­емов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует куль­туру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бума­ги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе во­лшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всесто­роннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста.

Практический показ изготовления кораблика, рыбки, лебедя, цветка.

Игрушка, которую мастерит ребёнок вместе с взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему. Творите чудеса вместе и, поверьте, - это принесёт радость и Вам, и ребенку.


Источник: http://vmeste.opredelim.com/docs/55400/index-21234-1.html



Рекомендуем посмотреть ещё:



Мастер - класс для педагогов Куклы наших бабушек Как нарисовать полянку карандашом


Мастер класс по ручному труду с педагогами Тема: Художественный ручной труд в детском саду
Мастер класс по ручному труду с педагогами Мастер-класс: Клоун, конструирование из бумаги
Мастер класс по ручному труду с педагогами Мастер-класс по ручному труду. Воспитателям
Мастер класс по ручному труду с педагогами Мастер-класс по ручному труду Кукла в
Мастер класс по ручному труду с педагогами Дошколёнок. ру - Мастер-класс на тему
Мастер класс по ручному труду с педагогами Дошколёнок. ру - Мастер-классы
Мастер класс по ручному труду с педагогами 1.3 Этапы развития лазерной техники
Мастер класс по ручному труду с педагогами Адвент -календарь или маленькие чуда на каждый деньзадания
Вышивание, Вышивка нитками Жаккардовые узоры спицами. Мир вязания и рукоделия Как нарисовать лицо человека в профиль Как связать Мишку спицами. Мастер-класс. Видео / Игрушки Как связать шарф крючком для начинающих Каталог вязаных спицами узоров узоров для вязания на спицах


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ